ФЕДЕРАЦІЯ  ШАХІВ  УКРАЇНИ

 

ДИТЯЧО-ЮНАЦЬКА КОМІСІЯ

 

 

Відповідальний за Web сторінку -

Голова ДЮК міжнародний гросмейтер О. С. Мороз

 

ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ

II

ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ

Из журналов начала ХХ века, собрано С.Воронковым

“Шахматное обозрение” (Москва): “В “Paris Nouvelles”, как сообщает Д.М.Яновский, появилось сообщение из Петербурга (от 14 августа), что министр народного просвещения предложил недавно циркуляром директорам гимназий ввести как побочный предмет обучение шахматной игре” (сентябрь 1903).

Шахматы для всех, ГДР, 1981,

"В Гатерслебене было замечено, что девочки и мальчики, прошедшие начальный курс шахматного обучения, показывают отменные результаты в школе. Эксперимент не возник сам по себе: в ГДР всемерно развивается шахматное движение… Многолетние исследования в школах показали, что там, где культивируются шахматы, дети добиваются больших успехов во всех без исключения предметах… Опыт распространяется, и сейчас примерно в каждой третьей школе республики активно работают шахматные кружки… отмечает журнал "Спорт в ГДР". (Подробнее - "64 - Шахматное обозрение", 1981, №6, с.21)

Указ Президента Калмыкии, июнь, 1995

Указ Президента Республики Калмыкия №29 "О государственной поддержке шахматного движения" (июнь 1995). В соответствии с Указом в начальных классах введены уроки шахмат, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования, организованы семинары для повышения квалификации.

Б.Злотник, Испания, 1996

"Вся местная система образования, переживающая ныне заметный подъем, ориентирована на всестороннее интеллектуальное развитие подрастающего поколения... 8 марта 1995 года сенатская комиссия по образованию приняла решение по инициативе Канар о преподавании шахмат в школе как предмета по выбору" - Б.Злотник ("64 - ШО", 1996, №11).

Шахматы в школе №31, Новгород, 1999

"…шахматы и школа нашли друг друга. С 1990 г. раз в неделю ими стали заниматься во всех начальных классах. Этому предшествовала большая подготовительная работа, проделанная директором школы Юрием Шевелевичем Грозовским. И речь здесь идет не только о создании материально-технической базы и подборе кадров, но и об ответе на вопросы сомневающихся и интересующихся родителей и педагогов-коллег: стоит ли обучать малышей шахматной игре, как это лучше делать, есть ли соответствующая методическая литература, не приведет ли введение шахматного всеобуча к перегрузке школьников, за счет каких средств оплачивать уроки шахмат?.. К счастью, директору и поддержавшей его администрации школы при содействии областного и городского комитетов народного образования удалось дать достойные и положительные ответы на эти вопросы... Вскоре педагогический коллектив увидел и оценил, что увлечение игрой в шахматы помогает ребятам развить в себе такие качества, как память, воображение, интуиция, целеустремленность, умение находить выход из затруднений, способность к самоанализу. Ну а то, что показатели умственного развития у школьников, изучающих игру в шахматы, через достаточно короткое время становятся выше, чем у сверстников, подтвердили в дальнейшем наблюдения психологов. Все это дало возможность по предложению администрации школы (с учетом пожеланий учеников и их родителей) создать систему, когда после первого года обучения из всех первых классов создается класс, где шахматами занимаются 6 часов в неделю (3 раза по 2 часа). С 1991 г. таких классов ежегодно два: 2"Ш” и 3"Ш”, по одному в параллели, а с 1996 г. стал создаваться сразу 1"Ш” класс, куда определялись дети, желающие познать азы древней игры в более полном объеме с первых дней обучения в школе. Работа по обучению игре в шахматы осуществлялась и осуществляется по специально разработанным автором этой статьи программам, содержание которых корректировалось и уточнялось в ходе учебного процесса… Стремлюсь в процессе обучения воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности и новизны. Созданию положительной мотивации способствует также присутствие игрового момента. Дети постоянно находятся в состоянии соревнования как индивидуального, так и командного, когда классы делятся на две команды: мальчиков и девочек. Это, как показала практика, наиболее целесообразно. И они, подсказывая друг другу (что не запрещено, кроме момента показа хода на демонстрационной доске), легче усваивают информацию. На уроках используются самые разнообразные игры… Учитывая необычную специфику организации шахматного дела в начальной школе, недостаточное количество методических разработок группового обучения, приходится в некоторых случаях действовать методом “проб и ошибок”. Наряду с традиционным объяснительно-иллюстративным методом использую проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения. Первый из них предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, перед которыми ставятся специально подобранные задания (например, задачи, этюды, требующие преодоления определенных трудностей в решении, анализа, опоры на предшествующий опыт). Сущность частично поискового метода обучения в шахматах состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно искать пути сложной проблемы (например, оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности)…  А вот с исследовательскими методами обучения есть проблемы. Дело в том, что анализ сыгранных партий с целью определения допущенных ошибок, самостоятельная подготовка к турниру с изучением партий будущих соперников, подготовка дебютного репертуара требуют не только консультации педагога, но и желания заниматься самостоятельно, приучают к усидчивости, терпению, объективной самооценке. Увы, всеми этими качествами на сегодняшний день из учащихся шахматных классов обладают лишь считанные единицы. Остальными при самостоятельной подготовке делается очень и очень мало. Поэтому даже ребятам, познавшим вкус побед на областном и республиканском уровне, приходится постоянно напоминать извечную истину: шахматы – дело полезное, занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Так что всемерное развитие осознанности и активности учащихся в обучении шахматам – вот ведущий ориентир, которого должны придерживаться педагоги-шахматисты". - Э.В.Егоров, учитель шахмат школы №31, Новгород. "1 сентября. Спорт в школе", 07-08-1999. Статья "Шахматы в школе? Шахматы - школе!" Подробнее - http://archive.1september.ru/spo/1999/spo0708-2.htm.

Шахматный всеобуч в Якутии, Республика Саха, газета "Якутия", 30.10.2001

"В целях реализации указания Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева Министерство образования Приказом от 17 ноября 2000 года приняло решение о внедрении уроков шахмат в образовательных учреждениях республики… Шахматный всеобуч по сути стал самостоятельным всероссийским движением. Основная идея всеобуча - использовать шахматы как средство и инструмент воспитания и интеллектуального развития детей. Поэтому всеобуч предполагает максимальный охват учащихся начальных классов, введение шахмат в программы школьного образования и внеклассной работы" - http://www.gazetayakutia.ru/scripts/print.asp?id=29717-5&dates=30/10/2001.

 5-я ежегодная Гомельская Неделя Компьютерных Наук, 12-17 марта 2001

"6) Конкурс по решению шахматных задач. Размышляя о способах эффективного привлечения к занятиям информатикой и отбора перспективных ребят с самого раннего возраста, мы обратили свой взгляд на ШАХМАТЫ. Выдвинув гипотезы о том, что а) игре в шахматы можно обучать и школьников, и ДОШКОЛЬНИКОВ, б) умеющий хорошо играть в шахматы ребенок - вероятнее всего имеет и потенциальные способности к эффективному обучению программированию, мы занялись разработкой программы, помогающей массовому обучению азам игры в шахматы, ориентируясь на школьников 1-4 классов и дошкольников. Одной из компонент этой программы была возможность предложения шахматных задач к решению за один, два и более ходов (выиграть фигуру, поставить мат, решить этюд и т.д.) Естественным продолжением этой работы стало включение соответствующего конкурса в программу GCSW'99. Попутно отмечу, что конкурс вызвал интерес не только у школьников, и не только в Беларуси. В частности, в этом конкурсе с большим интересом принял участие учитель одного из колледжей Великобритании (а нам совершенно неожиданно пришлось переводить на английский язык условия задач и правила участия в конкурсе :-)). На GCSW 2001 данный конкурс не претерпел существенных изменений по сравнению с GCSW 2000. Во вторник, 13 марта, мы выкладываем на сайт и отсылаем по почте желающим условия задач сразу всех (!!!). Решения отдельных задач принимаются и тестируются по мере их поступления, после чего сразу обновляются общие результаты - доступные всем участникам и наблюдателям через INTERNET и E-mail. Тестирование и обновление результатов прекращается в пятницу утром, РОВНО через 3-е суток после выкладывания на сайт и отправки по E-mail условий задач. Серия следующих конкурсов связана с одной из ведущих прикладных тематик, разрабатываемых на математическом факультете Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины "Автоматизация разработки программного и аппаратного обеспечения встроенных систем". Для всех этих конкурсов, так же как и для конкурса по решению шахматных задач, условия объявляются во вторник (13 марта 2001 года) года утром, а прекращение тестирования решений осуществляется в пятницу (16 марта 2001 года) утром - ровно через 3 суток после обнародования условий задач. Подробнее - http://stup.ac.ru/win/whatsnew/conf120301.html или http://www.csu.ac.ru/pipermail/contest-news/2001-January/000178.html.

 

Шахматы в школе №19, Тула, 04.09.2002

В средней школе №19 города Тулы впервые в областном центре в программу обучения первых - пятых классов введен урок игры в шахматы. Подробнее - http://42.ru/news.php?news=61988 Ссылка не работает.

.

Из статьи А.А.Тимофеева в журнале "Начальная школа", апрель 2003

"Шахматы - исключительно перспективный школьный предмет, о его огромных возможностях для развития учащихся писал ещё В.А.Сухомлинский. Этот предмет ещё очень молод (по сравнению, например, с математикой), и потому так важно для учителей шахмат обмениваться опытом его преподавания, пропагандировать его преимущества среди родителей и педагогической общественности. Но публикаций педагогов о своём опыте преподавания шахмат ещё очень и очень мало. Для начала хочу сделать комплимент журналу "Начальная школа". Учителя шахмат в некотором роде "белые вороны" среди учителей начальных классов, ведь для того, чтобы лучше и качественнее преподавать шахматы, они должны, вернее, просто обязаны вживаться в мир педагогики, изучать проблемы, которые волнуют их коллег, учителей начальной школы… Тем не менее учителя шахмат работают не на пустом месте. Игорь Георгиевич Сухин, автор многочисленных статей и книг о детских шахматах (не только для школьников, но и для дошкольников) опубликовал в последние годы в журнале "Начальная школа" ряд основополагающих работ по внедрению шахмат в начальную школу как факультативного предмета, проделав в одиночку гигантскую работу. Программы трёхлетнего факультативного курса шахмат, автором которых является И.Г.Сухин, прошли экспертный совет Министерства образования РФ и включены в сборник программ для начальных классов, изданный в 1996 году издательством "Просвещение". Это большая победа шахмат как учебного предмета и лично И.Г.Сухина как автора этих программ... Шахматы должны стать полноценным учебным предметом в начальной школе (во многих странах это уже имеет место). Общеизвестно, что у слабоуспевающих учеников повышается успеваемость при серьёзном отношении к предмету. Как же сделать так, чтобы у ребёнка появилось серьёзное отношение к шахматам? Как преодолеть интеллектуальную пассивность некоторых учеников? Ведь сегодняшний статус шахмат в школе как факультативного курса этому не способствует. Призываю моих коллег, учителей шахмат, рассказать на страницах журнала о практических результатах, связанных с благотворным влиянием шахмат на ситуацию в российской начальной школе. Давайте продолжим дискуссию на тему "Шахматы - школам России" под девизом "Через шахматы - к звёздам!" А.А.Тимофеев, кандидат экономических наук, кандидат в мастера спорта по шахматам, школа №825, Москва, "Предмет "Шахматы": О проблемах преподавания в начальной школе". Подробнее - "Начальная школа", 2003, №4, с.112-116.

На сайте А.Е.Карпова, 2003

А.Е.Карпов: "По моим наблюдениям, в настоящее время во многих странах вновь нарастает интерес к шахматам. Сейчас - это олимпийский вид спорта. В некоторых государствах, например в Швеции и Испании, шахматы стали школьной учебной дисциплиной". (Из материалов "Официального сайта Анатолия Карпова", 2003 - http://www.karpov.ru).

Проект Академии Г.Каспарова, июль 2003

"В прошлом году в Москве во время проведения матча Россия - сборная мира состоялась встреча Аслана Абашидзе, Гарри Каспарова и Зураба Азмайпарашвили. После нее было подписано соглашение о дальнейшем развитии массовых шахмат в Аджарии. Главным пунктом соглашения стал проект "Шахматы в школе", цель которого – внедрение системы преподавания шахмат в общеобразовательных школах. С аджарской стороны соглашение было подписано президентом Фонда Культуры госпожой Магули Гогитидзе-Абашидзе, а с российской стороны Президентом Шахматной Академии Гарри Каспаровым… В феврале 2003 года состоялась первая поездка в Батуми… Уже на следующий день начался семинар для тренеров Аджарии, всего было приглашено 20 человек. Практически все ведущие шахматисты и специалисты стали участниками семинара. Основной контингент составляли кандидаты в мастера, несколько перворазрядников и единственный национальный мастер Леонид Неуронов… На первом этапе реализации проекта были отобраны 10 школ Батуми и крупных районных центров. Вся программа рассчитана на два полных учебных года, до января 2005 года. Первый этап "Всеобуч" предполагал обязательное обучение всех первоклассников основам шахмат, на втором этапе должна начаться программа факультативных занятий… Выяснилось, что еще не во всех школах решены проблемы с инвентарем, очень трудно организовывать занятия в больших по количеству учащихся классах. В одном классе 35 учеников, в другом 22, а в идеале должно быть не больше 12-15, тем более что сам урок для первоклашек не может длиться больше 35 минут. В некоторых классах приходилось вести занятия сразу двум тренерам, зачастую необходима была помощь и классного руководителя… После возвращения в Батуми мы провели несколько совещаний и занятий с тренерами. Было очевидно, что первый этап Всеобуча, несмотря на все трудности, прошел успешно. И тренеры накопили достаточный опыт, чтобы с 1 сентября начать работу с новыми первоклассниками. Выяснилось, что уроки шахмат хотят видеть в своих школах еще несколько десятков директоров по всей Аджарии. Значит, потребуются новые тренеры, их поиском и подготовкой займутся уже те, кто получил Сертификат Академии Каспарова…" В.С.Цатурян "Пальмы в снегу", июль 2003. (Подробнее - http://www.worldchessrating.ru/themes/basic/material-content.asp?folder=248&matID=1213 - ссылка не работает.

Из книги А.А.Тимофеева "Уроки шахмат в начальной школе", август 2003

Пособие подготовлено на основе опыта преподавания автором факультативного курса шахмат в школах и гимназиях г. Москвы, а также результатов апробации обучающих шахматных программ и мини-сайта "Шахматы - детям" в Интернете. Работа предназначена для учителей шахмат, сотрудников кафедр шахмат вузов и работников шахматных федераций. Пособие может быть использовано при подготовке курсов повышения квалификации учителей шахмат и при разработке обучающих шахматных программ нового поколения…

Очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами:

  • самостоятельностью и критичностью мышления;
  • умением мыслить как логически, так и творчески;
  • развитой интуицией;
  • умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;
  • цепкостью, последовательностью в достижении
    поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;
  • выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;
  • хорошей, а может быть, даже отличной памятью;
  • умение планировать, анализировать, контролировать;
  • самодисциплиной и самоконтролем;
  • уважению к чужому мнению;
  • развитой фантазией и воображением;
  • умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;
  • способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и опыт показал, что прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы. Они уже являются факультативным, а в некоторых школах и обязательным, курсом в школах России. Шахматы энергично внедряются в школах и за рубежом: в США, Испании, Венгрии, Италии, Швеции, Израиле, Аргентине, Мексике и т.д. В Интернете имеются сведения, что в Израиле, например, этим занимается местное отделение Академии Гарри Каспарова, открывшееся в Иерусалиме. Цель Академии - введение шахмат в общую систему образования. Академия добилась включения шахмат в школьную программу в трех городах. Результаты превзошли все ожидания: исследования показали, что шахматы оказывают колоссальное влияние на развития мышления учащихся и приводят к повышению успеваемости по другим предметам. Но пока шахматы являются относительно молодым учебным предметом в начальной школе, и одной из первоочередных задач является сбор и анализ информации о пользе, которую принесли шахматы в процессе их изучения на уроке младшему школьнику… В 90-х годах прошлого столетия программа факультативного курса "Шахматы - школе", разработанная известным шахматным педагогом И.Г.Сухиным, была опубликована в журнале "Начальная школа", прошла экспертный совет Министерства образования РФ и включена в сборник программ для начальной школы Министерства образования РФ [43]. Впервые в истории российского образования шахматы официально признаны как школьный учебный предмет, пусть даже и в качестве факультатива. Уже издан и используется в школах России учебник И.Г.Сухина "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны" [44]. Это единственный в России учебник по шахматам для начальной школы, имеющий гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации". Учебник был издан в 1998 году; несколько позднее в дополнение к нему издано руководство для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" [45]. В марте 2003 года, (к сожалению, практически только через 5 лет) вышел учебник И.Г. Сухина для второго года обучения под названием "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" [46]. Так же, как и первый том, он имеет гриф Министерства образования РФ. Конечно, оба тома, так же, как программы, опубликованные им в качестве факультативных курсов, подлежат тщательному изучению и анализу. Это очередной и очень важный этап в совершенствовании научно-методического обеспечения процесса преподавания шахмат в начальной школе. Таким образом, педагог-энтузиаст в одиночку проделал огромную работу. Заслуга И.Г Сухина ещё и в том, что он обеспечил российской педагогике школьных шахмат приоритет в международном масштабе, так как израильский методический комплект для обучения шахматам в начальной школе “The next Educational Move... Chess in Schools” (Новый шаг в образовании… Шахматы в школах) и претендующий на роль первого в мире школьного учебника по шахматам, был издан на три года позже, в 2001 году. Комплект состоит из книги для учителя [47] и рабочей тетради в двух вариантах [48, 49]. Программа факультативного курса "Шахматы - школе" рассчитана на обучение в течение трех лет, начиная с первого класса, с периодичностью 1 час в неделю в течение первых двух лет и два часа в неделю в последний, третий год обучения. Хотя она публиковалась в журнале "Начальная школа", но широкого обсуждения не получила, возможно, потому, что не была опубликована и в шахматной периодике, и, в первую очередь, в главном шахматном журнале РФ - "64" - Шахматное обозрение"…

В настоящее время в России практически существует только два учебника, предназначенных авторами для использования на первом году обучения в начальной школе - это учебник И.Г. Сухина "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны" и учебник педагогов В.Кострова и Д.Давлетова "Эта книга научит играть в шахматы" (в двух частях). При этом учебник Сухина предназначен только для школы, в то время как учебник Кострова и Давлетова - фактически как для детей, так и для родителей. Кроме того, учебник Сухина соответствует опубликованной им же программе, он снабжен книгой для учителя - "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (которой также могут пользоваться и родители). В книге В. Кострова сведения, предназначенные педагогу, включены непосредственно в учебник, что перегружает учебник и делает его не совсем удобным для использования непосредственно учеником…

С помощью Интернета возможна реализация различных мероприятий, но наиболее перспективным является создание на базе специализированного шахматного сайта виртуального научно-методического объединения (НМО) школьных учителей шахмат. Такое НМО, по нашему мнению, является оптимальным технологическим решением задачи повышения эффективности взаимодействия учителей шахмат между собой. Такие методические объединения уже успешно действуют по другим предметам, имеющим гораздо более развитое методическое обеспечение по сравнению с шахматами (физика, география, математика, английский язык, биология). Для этого необходима разработка специального сайта. Прообразом этого сайта стал мини-сайт "Шахматы - детям", который автор вел в качестве рубрики сайта kasparovchess.ru. Мини-сайт обновлялся дважды в неделю, в течение двух месяцев было подготовлено 19 выпусков. Опыт работы сайта показал его перспективность как средства обеспечения учителей актуальной дидактической информацией. Впервые в мировой практике были представлены работы детей на тему "Урок шахмат", выполненные в разных жанрах: стихи, рисунки, высказывания об уроках шахмат, которые вел автор…

Следующим этапом совершенствования процесса обучения шахматам, по нашему мнению, может являться анализ учебников для начинающих, причем не только предназначенных для школы, (хотя их нужно анализировать в первую очередь), но и всех остальных. Это необходимо, чтобы найти в них материалы и идеи, пригодные для использования в новых учебниках. Несмотря на выход учебников И.Г.Сухина в российских школах преобладает традиционное обучение шахматам по имеющимся многочисленным учебникам для начинающих, не предназначенных для обучения детей, тем не менее, многие из них содержат полезный материал, который можно использовать для обучения школьников. Один из них - небольшая книжечка В.Г. Смирнова "Научите меня играть в шахматы", изданная в Калининграде ООО "Росвест" в 1995 году. Кроме шахматной доски В.Г. Смирнов считает необходимым наличие у ребенка специальной "толстой" тетради для записей (лучше в клеточку - А. Т.), в которую ребенок должен будет записывать результаты самостоятельно выполненных упражнений. Он же рекомендует заниматься с ребенком шахматами ежедневно, но не более часа…" Подробнее - А.А.Тимофеев "Уроки шахмат в начальной школе" (М.: 2003, 120 с.)

  

Конференция учителей шахмат в Далласе, США, 2003

"В американском городе Далласе прошла конференция учителей, которые используют шахматы в воспитательных целях. Именно в педагогических, то есть демонстрируют на примере этой древней игры, как решать жизненные задачи. Все выступающие подчеркивали, что шахматы повышают самоуважение в детях и помогают интегрировать иммигрантов в общество. К шахматам прибегают и в случаях, когда детям нужно помочь бороться с зависимостями - алкогольной и наркотической. Одним словом, шахматы, по мнению участников конференции, отличный инструмент для решения жизненных проблем. "В шахматах ничего не зависит от случая, это не азартная игра, поэтому ты должен шевелить мозгами и стараться, чтобы выиграть, а если ты проиграл, то, по крайней мере, ты разработал некую стратегию", - говорит Фернандо Морено, автор книги "Учить жить с помощью шахмат". (Подробнее - http://forum.rbn.ru/news.html?nws_id=274, 25.07.2003). 

Приказ №2211 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ", Москва, 18 мая

18 мая заместитель министра образования и науки РФ Е.Е.Чепурных подписала приказ №2211 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". Приказ Минобразования №2211 размещён и у нас.

"Шахматная неделя", июнь 2004

В №24 "Шахматной недели" опубликована моя статья "По выбору учащихся" (с.12) - о нормативно-правовой базе для введения курса шахмат в школах.

Областная программа развития шахмат, Свердловская область, 26 августа 2004

Заместитель министра физической культуры, спорта и туризма Свердловской области, вице-президент Свердловской областной федерации шахмат Андрей Юрьевич Салов пишет нам: "Свердловская областная федерация шахмат, совместно с министерством спорта Свердловской области разрабатывает областную программу развития шахмат. В рамках программы особое место отводится направлению "Шахматы в школе". Было бы замечательно, если бы на Вашем сайте появилась бы информация и содержание нормативных документов субъектов РФ, муниципалитетов, в которых отражена тематика "Шахматы в школе". Так же было бы полезно узнать опыт других стран, в том числе содержание нормативных актов. Эту информацию мы могли бы использовать для разработки программы. Со своей стороны готовы предоставлять всю информацию об опыте работы, нормативную документацию, программы развития, которые будут приняты на территории Свердловской области". Коллеги из других регионов, откликнитесь!

Май 2004 года:

"Премьер-министр Украины В.Янукович поручил соответствующим министерствам и ведомствам ввести в учебных заведениях всеукраинские чемпионаты школьных игр КВН, интеллектуальные олимпиады и шахматные турниры" - http://mignews.com.ua/events/ukraine/119070.html.

 

Шахматные учебники Минобразования РФ, 28 августа 2004

Напоминаем, что в начале года Министерство образования РФ обнародовало очередной "Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год" (http://www.textbook.ru/files/FP_1_teach.html). Учебно-методические комплекты "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" имеют №169 и №170. Указанный перечень включён в министерский Приказ №111 от 15 января 2004 г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год" (http://sputnik.mto.ru/Docs_05/Prikaz.doc). В письме Минобразования "В органы управления образованием субъектов РФ" от 22.01.2004 № 03-51-7ин/14-03 читаем: "Приказ Минобразования России от 15.01.2004 № 111 является основанием для приобретения учебных изданий на средства региональных и муниципальных бюджетов".

Православие и шахматы, Москва, сентябрь 2004

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил популяризацию шахмат среди молодежи. Первой акцией Русской Православной Церкви стал детский турнир в Свято-Даниловом монастыре (18.09-19.09.2004). В приветственном обращении наместника обители Архимандрита Алексия отмечено, что шахматы - это удивительный сплав искусства и науки, и выражается надежда, что шахматы смогут "противостоять негативу, заполнившему современное информационно-развлекательное поле… Шахматы сегодня в какой-то мере являются естественным союзником Церкви". По инициативе Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи Свято-Данилова монастыря и префектуры Южного Административного округа Москвы десяти школам управы “Даниловской” будет поставлен шахматный инвентарь для организации шахматных классов - http://www.religare.ru/article10391.htm.

Программа “Первый ход”, Москва, 8 октября 2004

В столичном эксперименте используется "Программа преподавания шахмат "Первый ход" во 2-3-х классах общеобразовательных школ СВАО г. Москвы". В ней отмечено: "Программа разработана на основе материалов программы факультативного курса для начальной школы "Шахматы, первый год" (автор - И.Г.Сухин), опубликованной в журнале "Вестник образования (справочно-информационное издание Министерства образования РФ)" №9 (сентябрь 1994 г.)" В конце документа указано: "Данная программа используется с учебно-методическим комплектом в составе: учебника "Шахматы, первый год" (1998, автор - Сухин И.Г.), рекомендованного Министерством общего и профессионального образования РФ; пособия для учителя "Шахматы, первый год" (1999, автор - Сухин И.Г.), рабочей тетради школьника (разрабатывается); брошюры "Уроки шахмат в начальной школе" (2003, автор - Тимофеев А.А.)" Документ подписан 25.08.2004 директором методического шахматного центра по программе "Первый ход", членом Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, секретарём комиссии "Шахматы и образование" РШФ В.И.Краюшкиным. Теперь тиражом 1200 экз. издана и рабочая тетрадь.

Международный Конгресс "Шахматы в школах", Испания, Кальвия, 16-20 октября 2004 г."

На сайте ФИДЕ читаем: "The First International Chess in Schools Congress is going on during the Calvia Olympiad" - http://www.fide.com. В Кальвии (16.10-20.10) завершил работу Первый международный Конгресс "Шахматы в школах". Выступили с докладами Alexander Kostiev, Silvino Garcia, Mario Tallarico и другие. Вот программа конгресса - http://www.36chessolympiad.com/ficheros/programa_educacion.pdf. Россию на Конгрессе представлял Президент МШШС, заведующий кафедрой "Педагогики и организации шахматной работы" РГСУ А.Н.Костьев, который подчеркнул, что Россия - мировой лидер в вопросах методики обучения шахматам и организации школьной шахматной жизни. В его докладе читаем: "In Russia exists only one author who has been working out pedagogical direction in teaching chess for many years. His name is Igor Sukhin. His methodics are approved of by Ministry of Education of Russian Federation and it is recommended as a typical methodics for primary classes of comprehensive schools. The course “Chess for School” was written in a brief space of time; it is notable that ideas of outstanding Russian psychologists were realized from the first lessons. As an illustrative material to the programs I. Sukhin prepared several manuals and textbooks that are based on modern achievements in pedagogics and psychology of teaching little children. There have been already published Programs for Three Years of Teaching (1994-1998), the textbook for the first form of primary school “Chess, First Year, or Where Squares are Full of Mystery and Wonder” (1998), the manual for a teacher “Chess, First Year, or Teach and Study” (1999), the textbook for the second form “Chess, Second Year, or We Play and Win” (2003), the manual for a teacher: “Chess, Second Year, or Teach and Study” (2004) and other books… Information article by I. Sukhin about teaching chess at primary school will be published among other materials of FIDE Committee “Chess in Schools” at this FIDE Congress" - http://www.fide.com/news/download/iscuaddr.doc.

 

2004-год подарил шахматным специалистам и энтузиастам надежду - впервые в истории СССР и РФ Министерство образования издало специальный шахматный Приказ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации" - http://chess555.narod.ru/MO2211.htm
К сожалению, процесс продвижения шахмат в общеобразовательную школу (и систему образования в целом) в 2005-2006 гг. пошёл не так интенсивно, как намечалось.
И вот недавно, 8 августа 2006 года, прямо перед началом работы Всероссийского Интернет-педсовета-2006 (а случайностей не бывает!) Президент России Владимир Владимирович Путин инициировал старт новой кампании по более широкому введению шахмат как учебного предмета в жизнь школы.
Привожу это важное информационное сообщение полностью.
Итак, срочная информация!

"Вчера, 8 августа, Президент Российской Федерации Владимир Путин провел встречу с Президентом Международной шахматной федерации, Главой Республики Калмыкия Кирсаном Илюмжиновым, сообщает официальный сайт ФИДЕ.
Прежде чем приступить к обсуждению тем, связанных с Республикой Калмыкия, Владимир Путин поздравил Кирсана Илюмжинова с переизбранием на пост Президента Международной шахматной федерации, подчеркнув, насколько важно то, что во главе одной из крупнейших международных спортивных организаций стоит гражданин нашей страны. Президент ФИДЕ проинформировал Владимира Путина о ходе подготовки к матчу на первенство мира между Веселином Топаловым и Владимиром Крамником и получил заверения от Президента России, что проведение этого матча является в высшей степени значимым событием для страны и, следовательно, будет предоставлена вся необходимая помощь в организации матча.
Кроме того, Кирсан Илюмжинов проинформировал Владимира Путина по некоторым программам ФИДЕ и, в частности, «Шахматы в школе». Президент России проявил интерес к этому вопросу и дал инструкции министру образования РФ Андрею Фурсенко ознакомиться с опытом преподавания шахмат в школе в разных странах с последующей возможностью применения его в нашей стране.
Президент РФ пообещал оказать полную поддержку в дальнейшей популяризации шахмат в России"
-
Информация сайта Российской шахматной федерации, новость от 9 августа -
http://russiachess.ru/
а также:
http://fide.com/news.asp?id=1079
и http://www.64.ru/?/ru/news/item=1065